Использование приёмов самомассажа в логопедической практике

Использование приёмов самомассажа в логопедической практике

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).

Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия).

Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

Предлагаю остановиться  на третьей группе технологий – самомассаж.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

Можно использовать без специального медицинского образования.

Правила:

Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.

Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.

В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.

Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.

Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.



11 мая 2023
12:34
Поделиться