Формирование глагольного словаря

Формирование глагольного словаря

Речевое  развитие характеризуется трудностями в наращивании глагольного словаря, а именно глагольный словарь – это основа фразовой речи. Без глаголов невозможно построить предложение.  Глагольная лексика формируется медленнее, чем словарь существительных. Тем не менее нужно, чтобы ребенок как можно раньше начал применять в своей речи глаголы. Для этого рекомендуется использовать глаголы-звукоподражания. Важно, чтобы глаголы как можно быстрей попадали в состав предложения, поэтому, как только ребенок научился произносить слово-действие, немедленно вводят его во фразу. Именно глаголы несут в себе важную информацию о предмете (мальчик идет, дети бегут, собака спит). Сначала ребенок обращается к словам, обозначающим действия, которые он часто совершает: гуляет, спит, играет. Затем начинает выделять слова, обозначающие действия, не связанные с его бытом: рубит, летает, светит и т. д. Чем больше глаголов в словаре ребенка, тем легче ему выразить свою мысль с помощью фразы. По сравнению с существительными, значения глаголов усвоить труднее, так как не все действия, которые они обозначают, ребенок может наблюдать. Для расширения  глагольного словаря у ребенка в логопедической работе используют игровую деятельность. Общеизвестно, что именно игра является ведущим видом деятельности у детей в дошкольном возрасте. Поэтому лучше использовать различные варианты игр, обеспечивающие максимально возможную двигательную активность. Например, игры с мячом по развитию глагольного словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста

“Кто как передвигается?”

Кто летает, кто плывёт,

Кто ползёт, а кто идёт.

Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают – змеи, гусеницы, черви.

Прыгают –, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

“Что делают эти животные?”

Что животные умеют –

Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …

Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …

  • Игра “Кто чем занимается?”

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …                                                        Игра: «Кто как голос подает?»                                                                                                     Как голос подает кошка? «Мяу-мяу», значит кошка (что делает) - мяукает. Как голос подает свинья? «Хрю-хрю», значит свинья (что делает) - хрюкает.

Игра: «Расскажи, что делает зайчонок (собака, мишка) » В данной игре закрепляем с ребенком глаголы: идет, бежит, сидит, спит, едет, скачет.

Взрослый предлагает ребенку рассказать, что делает зайчонок.                                                   Профессор Г.А.Волкова рекомендует иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

    • Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
    • Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).
    • Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
    • Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).
    • Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
    • Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).


13 марта 2024
11:45
Поделиться